Погорелова Дарья Алексеевна
«Играем пальчиками - развиваем речь»«Играем пальчиками - развиваем речь» Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности родителей и педагогов по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы. Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка. 2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. 3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике. Оборудование: -Цветные карандаши по количеству участников; -мячики Су Джок; -Массажные мячи с колючками по количеству участников; -Крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого; - сундучок и ключики -Сухой бассейн с крупами. Ход мастер-класса: Уважаемые друзья, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему: «Играем пальчиками- развиваем речь». Девиз нашего мастер-класса: «Я не умею, но научусь! » 1 часть. Теоретическое обоснование темы. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. Активизация участников мастер-класса: – Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? Пришли на собрание, сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.) Я вас понимаю. Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (Да.) Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.) Последнее спрошу вас я: Активными все будем? (Да.) Спасибо! 2 часть: Практическая Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! » Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами. Работа с предложенным материалом. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр: -Пальчиковые игры с предметами; -Активные игры со стихотворным сопровождением; -Игры- манипуляции; -Пальчиковые игры на основе сказок; -Пальчиковые игры с элементами самомассажа; Первый вид- пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом. Карандаш в руках держу Поиграть я с ним хочу. Карандаш в ладони взяли И немного пошуршали Карандашик я возьму- Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. Второй вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру мы сейчас с вами поиграем. Называется она «Паучок». Пальчиковая гимнастика «Паучок»: Третий вид пальчиковых игр – это игры- манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Например пальчиковая игра «Апельсин»; предлагаю повторять за мной. Четвертый вид- игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми. Пятый вид- очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д. Например: Пальчиковая игра «Крышки»: Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук) Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд) И пошли по переулку На весёлую прогулку. (пальчики шагают) . Игры с мячиками Также мы используем массажные колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику) С мячиком- ёжиком: Маленький колючий ёж, До чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой) Покажи свои иголки, Хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой). Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.) .Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки. Я предлагаю Вам найти в сухомбассеине клад. Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей. 3 часть. Рефлексия. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека. Хочу продемонстрировать вашему вниманию метод Су-Джок терапии (Южная Корея Пак ЧжеВау в 1986 году), в переводе на русский Су – кисть, Джок – стопа. Я Вас попрошу аккуратно открыть мачик, в нем находится волшебная элостичное кольцо. Предлагаю сделать массаж и расслабиться. Раз – два – три- четыре – пять, (разгибаем пальци по одному) Вышли пальцы погулять. (поочередно одевать кольцо и массировать) Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. Мастер: на заключительном этапе мастер-класса мне бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение- что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень. Литература: 1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», составители: Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г., Волгоград, 2013г. 2. Алябьева Е. А. «Читаем детям 3-7 лет», методические рекомендации, «Сфера», Москва, 2009г. 3. Юрчук Е. Н. «Эмоциональное развитие дошкольников- методические рекомендации», «Сфера», 2008г. 4. «Тематические дни и недели в детском саду» Е. А. Алябьева, Москва, 2005 г. 5. Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008г. ; 6. Новицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» - Москва, 2006г. ; 7. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва, 2008г. ; 8. Хвостовцев А. «Умные ручки»- Новосибирск, 2008г. ; 9. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» - Владимир, 2006г. 14 марта 2016 в 23:32
Прикреплённые файлы:Документ: «Играем пальчиками - развиваем речь» Описание файла:Файл называется: master-klas_ibhuj.pptx Это официальный файл организации «Погорелова Дарья Алексеевна», в нём содержится «Играем пальчиками - развиваем речь». Размер файла: 2,05 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.